В Свято-Троицком мужском православном монастыре состоялась лекция Ольги Юрьевны Сергеевой, кандидата педагогических наук, доцента Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета. Тема лекции — «Александра Андреевна Фукс и её влияние на развитие культуры в Казанской губернии».
Александра Андреевна Апехтина родилась в городе Казань Казанской губернии. В детстве она жила в г.Чебоксары. 3 июня 1821 года Александра Андреевна вышла замуж за Карла Фукса, профессора, который был на 44 года старше её. У них родилось пятеро детей, но до взрослого возраста дожила только одна дочь — Софья.
В течение четверти века Александра Андреевна была хозяйкой литературного салона в Казани. Она была знакома со многими литераторами. Среди её знакомых были И. В. Киреевский, Э. П. Перцов, М. Д. Деларю, Д. П. Ознобишин.
По совету мужа А. Фукс начала заниматься этнографией. Она изучала жизнь и обычаи чувашей и марийцев. Для этого она предприняла специальную поездку в чувашские уезды Казанской губернии, которые сейчас находятся на территории Марпосадского, Цивильского и Чебоксарского районов Чувашии.
В 1833 году А. Фукс дважды ездила в Чувашский край. В первый раз она остановилась в деревне Исенево, чтобы наблюдать чувашские поминки и весенний праздник Семик. Затем она побывала в Цивильске, Ишаках и деревне Атиково Чебоксарского уезда. «Теперь я сижу у многих чувашских друзей, мне очень нравится этот простой и кроткий народ», — писала она мужу.
Во второй раз А. Фукс была в деревнях Липовая и Новинское, а также несколько раз в Чебоксарах. Она продолжала изучать чувашские обряды, теперь уже осенние. В результате этих поездок появилась книга этнографических очерков «Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах».
А. Фукс стала первой русской писательницей, которая начала работать в области этнографии. Она изучала быт инородцев Казанской губернии: чувашей, марийцев и удмуртов. Её исследования культуры и этнографии чувашей имеют большое значение.
Она работала в журнале «Заволжский муравей». В 1834 году в журнале «Заволжский муравей» были опубликованы её эпистолярные записки о чувашах и марийцах с комментариями К. Ф. Фукса. В них были использованы материалы, собранные во время поездки в Чебоксарский и Цивильский уезды в 1833–1834 годах. Позднее они были дополнены и изданы отдельной книгой «Поездка в Казань и Чебоксары».
А. Фукс также заслуживает внимания за первую публикацию текстов чувашских песен. В книгу включены тексты песен чувашского певца-импровизатора Хведи Чуваша, записанные и переведённые Д. П. Ознобишиным. Она высоко оценила песенное творчество чувашей и мастерство женщин.
Также А. Фукс принадлежат этнографические записки об удмуртах, стихи, стихотворные сказки и исторические повести, а также воспоминания об А. С. Пушкине. Охарактеризовав отношения А. С. Пушкина и А. А. Фукс, можно сделать вывод, что поэт, который сначала нелестно отзывался о поэтессе в письме к жене, затем в течение четырёх лет вёл с ней переписку и даже просил её сотрудничать в своём журнале «Современник».
Основные работы А. Фукс: «Основание города Казани», «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии», повесть в стихах из татарских преданий «Княжна Хабиба», «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», «Поездка к вотякам», «Поездка в Казань и Чебоксары», «Стихотворения», народная сказка, переложенная в стихотворение «Царевна Несмеяна» и другие.
Завершая рассказ о жизни и деятельности Александры Андреевны Фукс, урождённой Апехтиной, стоит отметить, что создать в провинции центр любителей и почитателей литературы, которые стремились к живому общению с крупными поэтами, живущими в столице, под силу только очень увлечённым людям, таким как Александра Андреевна Фукс. Она посвятила более 20 лет своей жизни объединению разнообразной публики вокруг одной цели — развитие культурной среды в Поволжье.
А. Фукс была не только достойной спутницей своего мужа, учёного и врача Карла Фёдоровича Фукса. Её имя, как и имя её мужа, должно быть вписано в историю Казани как выдающегося деятеля поэзии, просвещения и образования не только Казанской губернии, но и всего Среднего Поволжья. Деятельность Фуксов способствовала лучшему пониманию менталитета народов Поволжья.