Свято-Троицком православном мужском монастыре состоялась очередная лекция на тему «Параллельные миры: митрополиты Исидор и Иона», которую представил Фёдор Николаевич Козлов, кандидат исторических наук и доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева.
В первой части лекции был детально рассмотрен жизненный путь митрополита Исидора. Греческий монах из Монемвасии, Исидор получил образование в Константинополе, где проявил интерес к наукам и был знаком с выдающимися интеллектуалами своего времени. Относительно национальности есть несколько версий: грек, итальянец, огреченный болгарин. В качестве игумена монастыря Святого Димитрия в Константинополе он принимал активное участие в Базельском соборе в качестве представителя византийского императора. В 1437 году Исидор был назначен митрополитом Киевским и всея Руси.
Прибыв на Русь, он исполнял свои обязанности в ключевых городах — Москве, Новгороде и Пскове, а затем отправился в Феррару на собор, который позже продолжился во Флоренции. Исидор стал активным сторонником унии церквей, стремясь объединить христианские конфессии для противостояния османской угрозе. В условиях, когда от Византийской империи остались лишь Константинополь и его ближайшие окрестности, идея объединения церквей приобрела особую актуальность.
В 1440 году Исидор вернулся на Русь в сане кардинала, будучи назначен папой Евгением IV легатом для Польши, Литвы и Ливонии. Он представил московскому князю и духовенству решение об объединении церквей и даже провёл службу по новым правилам. Однако Василий II, услышав много вещей «не по обычаю Русской земли», отправил митрополита в Чудов монастырь под стражу. Два года спустя, в сентябре 1443 года, Исидор избежал тюремного заключения и бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.
Дальнейшая карьера Исидора была насыщена событиями. Он продолжал борьбу за объединение церквей, занимал различные высокие духовные посты и лично участвовал в обороне Константинополя в 1453 году. По взятии турками Константинополя, Исидор попал в плен, но бежал из плена и добрался до Рима, где он и умер в 1462 году, нося звание константинопольского патриарха. Прожив до конца своих дней в Италии, в 1458 году он получил номинальный сан патриарха Константинопольского и скончался в Риме в 1463 году.
Исидор оставил обширное эпистолярное наследие, включающее письма и послания. Единственным документом на русском языке является письмо правителям города Холма в защиту священника Вавилы, которое, вероятно, не было написано им самим, так как Исидор не владел русским языком.
В конце лекции была приведена информации о попытках сегодня «обелить» Исидора и оценка этих попыток авторитетными историками.
Лекция вызвала большой интерес у слушателей, и автор пообещал продолжить своё исследование, представив более детальный анализ жизни и деятельности митрополита Исидора и его современника митрополита Ионы.